Администрирование
Главная      Почтовая Форма      Подготовить для печати
Сайт учителя-логопеда,
дефектолога
Государственного казённого образовательного
учреждения "Школа №2124 (СП 28) "Центр развития и коррекции"

Филатовой Ирины Александровны
 
Один из самых распространенных дефектов речи - это  ДИСЛАЛИЯ  (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.) Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо смело заменяет один звук другим.
Дислалия бывает простая (дефектно произноситься один звук или группа однородных по произношению звуков (например, свистящие с,з,ц) исложная(нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящие и шипящие ш,щ,ж).
Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой: «Посмотреть ребенка, потому что он не произносит звук «Р». Когда логопед начинает обследовать, то выясняется, что у него произношение целого ряда звуков нарушено.
Чаще всего дефектными являются шипящие звуки ш, ж, ч, щ, свистящие - с,сь, з, ц, соноры -р,рь,л,ль. Реже нарушаются звуки к,кь,г,гь,х,хь, д, дь,т,ть, й, в,ф.
Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш, то произношение звуков ж,ч,щ также страдает. Обычно нарушается вся группа звуков.
До трех лет ставить хромающие звуки рано, но необходимо готовить ребенка, и его артикуляционный аппарат к правильному произношению речи.
Логопедический массаж можно и нужно применять у детей с 2 месяцев, а логопедическую  гимнастику - с двух лет.
 
Физиологическая дислалия - расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде всего, недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3-5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.
 
Наиболее типичные возрастные несовершенства звукопроизношения:
·      Согласные звуки произносятся смягченно: "лямпа" вместо "лампа", "миська" вместо "мишка", "зюбы" вместо "зубы";
·      Шипящие фонемы заменятся свистящими: "лоська" вместо "ложка", "сяпка" вместо "шапка", "сётка" вместо "щётка";
·      Совсем не произносят звук "р" или заменяют его звуками "л, ль, в, й": "лыба" вместо "рыба", "лёза" вместо "роза", "кавман" вместо "карман", "йак" вместо "рак";
·      Звук "л" чаще всего отсутствует (ампа, вместо лампа),  смягчается или заменяется на "й": "люк" вместо "лук", "йампа" вместо "лампа";
·      Звуки "к,г,х" или отсутствуют или заменяются на «т» и «д» «п»: "дуси" вместо "гуси", "тоска" вместо "кошка", "тлеб, плеб» вместо "хлеб".
 
Основные варианты нарушений звукопроизношения:
- нарушение произношения свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц);
- нарушение произношения шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ); 
- нарушение произношения звуков Л и Ль;
- нарушение произношения звуков Р и Рь;
- нарушение произношения заднеязычных звуков (К, Кь, Г, Гь, Х, Хь)

©2012, Филатова И.А.
г. Москва


Создание и продвижение сайта