Развитие речевой осознанной деятельности посредством музыкального воспитания
Музыкальное искусство – средство воспитания всесторонне развитой личности.  Именно восприятие музыки надо поставить во главу угла музыкального воспитания и воспитания музыкой.
В детских садах широко практикуются логоритмические  занятия.  На этих занятиях развиваются все виды памяти, воображение, мышление и главное речевая осознанная деятельность. Развиваются все стороны речевой деятельности (грамматическая, звуковая, лексика). Дети занимающиеся музыкой быстрее осваивают чтение, письмо, кроме этого они более полно и точно выражают свои мысли.
Думаю, что музыка и пение  - это один из приятных способов  обучения. В этой деятельности можно развивать и закреплять навыки и чтения и письма, и счёта. Любой ребёнок не зависимо от его индивидуальных особенностей, будет  с интересом  познавать какую - либо из этих областей в сочетании с музыкой или пением.  Рассмотрим вопрос развития речи посредством музыки…
Именно в пении развивается способность различать  звуки на слух, что не маловажно и в развитии фонематического восприятия. В процессе любого обучения важен повтор… Пение побуждает   повторять слова и фразы, но в более интересной и приятной форме.  Можно сказать, что пение  это развлечение, но именно так дети не осознают того, что через повторение они учат слова или какую - то информацию повторяя её.
Повтор важен в заучивании песен, если ребёнок не умеет читать, то он с лёгкостью может напевать песни. Поэтому песни  и стихи  состоят из простых и складных строк.  Дети,  которые испытывают трудности в обучении,  для них песенное творчество становится  средством развития речевой деятельности. Заучивание куплетов и слов  облегчает   задачу составления фраз и предложений.
В процессе пения дети овладевают различными языковыми моделями, которые можно воспроизвести в  речевом потоке. Кроме этого пение требует  более чёткой артикуляции, как со стороны педагога, так и со стороны ученика.  Для «неречевых» детей важно  чувствовать рифму,   в этом опять же поможет музыкальное творчество. Хочу отметить, что и музыка и речь имеют главную основную единицу – звук.  С помощью звука  мы общаемся с окружающим миром… будь то речевая деятельность или песенная.  Музыка очень нравится детям, под музыкальное сопровождение можно играть, рисовать, лепить и т.д., а главное любой из этих видов деятельности сопровождаются речевой активностью.
Музыка очень эмоциональна.  Ребёнок чувствует, сопереживает все это «выливается»  в осознанную речевую деятельность, когда необходимо подобрать нужные средства выразительности. Прослушав какое – то музыкальное произведение, можно сразу обсудить настроение ребёнка, что ребёнок почувствовал, слушая мелодию, что он себе представляет. При этом малыш, конечно, будет все свои мысли проговаривать,  развивается монологическая и диалогическая речь. Содержание музыкального произведения – это «широкое поле» для литературного речевого творчества. Кроме простого подбора слов ребёнок учится подбирать рифмы, эпитеты и т.д.
Вернёмся к логоритмическим занятиям,  которые положительно влияют на развитие речи ребёнка.  Речевое развитие влияет и на развитие личности в целом, а значит на логоритмических занятиях можно повлиять на формирование психических функций (память, воображение, мышление).  Важно начинать такие занятия уже в раннем детстве, так как  именно тогда происходит большой скачок в развитии ребёнка. Детям очень нравится, им интересно заниматься под музыкальное сопровождение, превращаясь в каких – то героев, чем сидеть за партой.
Такие занятия являются, можно сказать терапией, по преодолению речевых, и не только нарушений.  Воедино сливаются музыка, ритм, движение и слово. Движения активизируют деятельность мозга, активизируется так же осознанная речевая деятельность. Речевая деятельность проявляется в говорении. Это то, что нам и надо было добиться от ребёнка – осознанное говорение.  Важно отметить, что на таких занятиях необходимо соблюдать  принцип последовательности, усложнение и повторяемость, как и на любых других занятиях.
Давайте обозначим, какие задачи мы хотим решить на логоритмических занятиях:
  • развитие фонематического слуха
  • развитие пространственных ощущений
  • согласовывать характер музыки с движениями
  • формирование запаса лексики, грамматического строя
Очень важно скоординировать работу всех компонентов, только тогда речь будет выразительной, эмоциональной, звучной.  Занятия настраивают ребёнка на положительные эмоции,  мотивируют на выполнение каких – либо упражнений. В результате регулярных занятий, можно увидеть  положительную динамику не только в развитии речи, но  и в формировании личности в целом.
читать далее...
Влияние художественной литературы на развитие связной речи дошкольников
Среди взрослых достаточно распространенным является мнение, что ребенок развивается сам собой, но это не совсем так. Конечно, зачастую обучение происходит в играх, наблюдениях, повседневной жизни, но одним из лучших способов является изучение книг.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания. Ведь произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. По сути, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок (т.е. маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка).
В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность и ритмичность русской речи, а в сказках – меткость и выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Кроме того, не следует забывать и о воспитательной функции речи, так как восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании, в воображаемом перенесении событий на себя.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения, т.е. в ней как в зеркале отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности.
Нередко родители под связной речью понимают отдельные фразовые высказывания. Однако, важно донести до их понимания то, что связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки, которые полезно пересказывать.
Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ребенок рассказывает вместе с взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед …. Что? (репку)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили- были дед да баба». Кто жили-были? (ответ ребенка.). «Была у них курочка Ряба». «Кто у них был?» 
После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Калинкиной и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку использовать не только словарь, но и синтаксис текса.
На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.
В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т.е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по сказке К.Д. Ушинского «Умей обождать» можно спросить: «Как курочка относилась к петушку, правильные ли советы она давала ему? Почему петушок не хотел обождать…»
Чтение книг можно сочетать с рассматриванием картины известного художника, прослушиванием музыкального произведения и т.д.
Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
· предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных  героев
· написать письмо своему любимому герою или автору сказки
· сочинить разговор сказочных персонажей по телефону
· придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед
· рассказать историю от лица любимого героя или предмета
· описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека)
· очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника.
читать далее...
Основные направления логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи
Родители обычно с особым нетерпением ожидают появления у ребенка первых слов. Именно с накопления словарного запаса мы и начнем наш разговор о развитии детской речи.
Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многих грамматических правил нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова. Необходимо еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. 
Как же происходит накопление словарного запаса при нормальном ходе речевого развития? Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой «слова-предложения», выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.
Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи. А поскольку многие речевые звуки у него еще отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искаженно («афета» вместо конфета, «кука» вместо кукла, «пать» вместо спать и т п.). До определенного возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребенком слов все более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к 5—6 годам.
Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. 
Примерно с 3—3,5 лет в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т. П. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.
Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности.
Можно выделить характерные лексические трудности,  касающиеся знания и называния:
- частей предметов (у чайника: носик, ручка, дно; у машины: сиденье, кабина; у стула: сиденье, спинка; у человека: затылок, виски, подбородок; у животных: грива, вымя)
- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, ли¬жет, грызет, откусывает, жует — все выражается словом «ест»), то есть возникают трудности при назывании действий животных, чаще всего встречаются замены слов – действий на слова близкие по звучанию («пищит» - «пикает»; «чирикает» - «чикает», происходили замены на близкие слова-действия по значению («воет» - «поет»). При назывании слов-действий, свойственных инструментам, смешиваются по значению такие слова: «красят» - «рисуют»; «пишут» - «рисуют»; «пилят» -«режут»; «подстригают» - «режут»;
- сложно дети подбирают близкие по значению слова-действия (готовит, жарит, варит); 
- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. п.);
- антонимов (гладкий — шершавый, храбрый — трусливый, глубокий — мелкий, густой — жидкий и т. п.);
- качественных прилагательных ( с трудом называют оттенки цветов);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, земляничный и т. п.);
- наречий времени (утром, днем, вечером, ночью);
- порядковые числительные (первый, второй, третий…).
Кроме того, у детей с речевыми нарушениями отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. Иногда трудности возникают у дошкольников при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с речевыми нарашениями часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, маленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий). Это подтверждает несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению.
Таким образом, необходимо совершенствовать речевые навыки детей при подготовке к школе. Значительное место должно отводиться формированию грамматического строя речи, нужно уделять внимание работе по формированию умений выражать в речи разные синтаксические отношения, обогащать речь детей грамматическими формами, учить словообразованию.
Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи проводится по следующим направлениям: 
1. Развитие лексико-семантических ассоциаций
С целью развития смысловых и вербальных ассоциаций детям предлагались следующие задания.
1. Назвать слово как можно быстрее.
Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое первым придет в голову)». Слова называются по одному. Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия.
Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.
Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, поднимать.
Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, плохо, далеко, много, тяжело, тепло.
На последующих этапах развития лексики задается вопрос: «Как вы думаете, почему припомнилось именно это слово?»
2. Ассоциации на функциональное назначение предмета.
Логопед задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?» Например, кнопка:
а) для прикрепления бумаги к доске;
б) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
в) провести круг на бумаге;
г) положить на стол и т. д.
В качестве исходных слов предлагаются следующие: гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло, пуговица, карандаш.
3. Игра «Придумай, о чем может идти речь?» Например, логопед предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте есть слова кот и лист. Варианты ответов детей:
а) о том, как кот играл с листом;
б) о том, как лист упал на кота;
в) о том, как кота засыпали листьями;
г) о том, как кот искал мышку в куче листьев;
д) о том, как кота щекотали листом;
е) о том, как кота завернули в лист бумаги;
ж) о том, как на листе бумаги нарисовали кота и т. д.
Для выполнения аналогичных заданий рекомендуются следующие пары слов: рак и мост, таз и коса, мак и плащ, школа и сухари, сок и река, нос и бусы, люк и дыня, бык и мышь, мох и белка, боб и аист, стол и дерево.
2. Формирование структуры значения слова, организация семантических полей на основе парадигматических связей слова
2.1. Формирование денотативного и сигнификативного компонентов значения слова. Формирование семантических полей
А. Классификация слов на основе различных семантических признаков
С целью объединения и группировки слов на основе различных семантических признаков предлагаются следующие задания.
1. Классификация предметов по картинкам. Детям дается задание соединить картинки по определенным критериям. Например, к огороду - овощи, а к саду картинки с фруктами.
2. «Соедини картинки по сходству».
В верхнем ряду расположен ряд картинок: овца, дерево, корова.
Ниже размещаются  картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). 
Логопед предлагает детям прошнуровать картинку из верхнего ряда с одной из картинок и объяснить, почему он соединил именно так.
3. Игра «Назови лишнее слово».
Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
а. Лишнее слово среди имен существительных:
Кресло, стул, медвежонок, диван.
б. Лишнее слово среди прилагательных:
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
4. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков).
Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.
Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба).
Помидор — огород, яблоко — (забор, сад, груша).
5. Дополнение смыслового ряда.
Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово.
Огонь — пожар, вода — ...
Пальто — пуговица, ботинок — ...
6. Выделить из серии слов только названия домашних животных.
7. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков. Например:
Овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?
8. Отгадывание по картинкам загадок-описаний (предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную).
Например:
Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).
Я низкий, толстый и серый (бегемот).
9. Уточнение значения слов-существительных.
Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется).
Например: лопата — предмет, чтобы копать землю; тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла ...
Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.
10. Объяснение значения слов-глаголов.
Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:
а) дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимики;
б) припоминают случаи из собственного опыта, когда они выполняли эти действия (например: шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника);
в) с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспоминать мысленно («про себя»), а на бумаге фиксировать каждое действие схематичным рисунком.
11. Назвать другие действия, которые входят в состав исходного.
Шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.
Б. Развитие антонимии
С целью развития антонимии рекомендуются следующие задания, игры и упражнения.
1. Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».
Предлагаются слова — существительные, глаголы, прилагательные.
Друг, печаль, враг.
Ночь, сутки, день.
Большой, низкий, маленький.
2. Выбрать из 3—4 слов одно, противоположное по смыслу исходному слову.
Холодильник — (мороженое, электроплита, лампа, снеговик ).
Карандаш — (тетрадь, ручка, резинка, альбом).
Обогреватель — (сумка, пылесос, вентилятор, утюг ).
3. Закончить предложение и назвать слова-«неприятели».
Слон большой — комар ...
Камень тяжелый, а пушинка ...
4.        Найти в предложениях слова, которые звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов.
Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы. (В. Кремнев)
Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка.(С. Косенко)
  
3. Развитие синтагматических связей слов
Особое внимание в этом разделе логопедической работы уделяляется формированию валентности глагола. Рекомендуются следующие задания.
1.        Добавить одно общее слово к двум словам (с использованием вопросов).
Дерево, цветы — что делают?
Мяч, яблоко — какие?
Растет, зеленеет — что?
2.        Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).
Бежит кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время).
Идет кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).
Растет кто? (ребенок, щенок); что? (дерево, цветок).
Дается задание подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом-глаголом.
3.        «Кто как передвигается?»
Логопед показывает картинки, на которых изображены животные. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.
лошадь — скачет рыба — плавает
змея — ползает лягушка — прыгает
птица — летает
4. Развитие словообразования
При организации коррекционно-образовательной работы по развитию словообразования можно выделить следующие этапы работы:
1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей
• Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных суффиксами: -к-; -ик-; -чик.-.
• Глаголы
Дифференциация совершенного и несовершенного вида; 
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
• Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.
Например, игра «Назови ласково».
Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, стульчик, огурчик, помидорчик, вазочка, салфеточка, тарелочка и т. д.).
2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей:
• Существительные
Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами :-оньк, еньк-, -ышек-, -ышк-.
Образование существительных с суффиксом –ниц- (сахарница).
Образование существительных с суффиксом –инк- (пылинка),с суффиксом –ин- (виноградина).
• Глаголы
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
• Прилагательные
Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- без чередования (лисий).
Относительные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-,-ян-, -енн-.
Качественные прилагательные с суффиксами –н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Например, игра «Что для чего?»
Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопрос: «Где хранятся эти предметы?» (Хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице.) По мере называния предметов они кладутся в ту посуду, в которой хранятся.
Логопед еще раз предлагает послушать эти слова и определить у них общую часть. При этом логопед акцентирует голосом суффикс НИЦ.
Далее логопед делает вывод: сосуд, в котором что-нибудь хранится, обычно называется словом, в котором есть часть слова НИЦ.
  
3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
• Существительные - образование названий профессий.
• Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
• Прилагательные
Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- с чередованием (волчий).
Относительные прилагательные с суффиксами –ан-,-ян-, -енн-.
Качественные прилагательные с суффиксом –оват-,-еньк-.
Например игра «Чей хвост? Чья морда?» - Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных
Ребенку предлагаются картинку с изображением частей тела, ребенок должен назвать чья у него изображена морда и чей хвост.
5. Формирование грамматических значений
1. Дифференциация существительных, глаголов и прилагательных.
Предварительно на занятиях уточняется, что слова могут называть предметы, свойства (или признаки) предметов, действия предметов или действия с предметами. Каждое обобщенное значение слова (существительное, прилагательное, глагол) соотносится с определенным символом, фишкой: квадрат— существительное, стрелочка в треугольнике— глагол, круг — прилагательное.
Логопед называет различные слова: существительные, глаголы и прилагательные. Дети, услышав слово, поднимают соответствующий символ.
Примерный речевой материал: дом, читать, большой, цветок, качели, бежать, сажать, глубокий, светлый, копать, дерево, чинить и т. п.
2. Дифференциация значения рода.
Игра «ОН, ОНА или ОНО». Детям предлагается сначала отобрать картинки или игрушки, о которых можно сказать ОН или МОЙ; затем картинки или игрушки, к которым можно подобрать слова ОНА или МОЯ. Далее предлагается отобрать картинки или игрушки, к названиям которых подходят слова ОНО, МОЕ.
    
3. Дифференциация грамматических значений одушевленности и неодушевленности.
Дети должны отобрать картинки или подобрать слова, которые отвечают на вопрос «кто?» Затем даются задания отобрать картинки или подобрать слова, отвечающие на вопрос «что?»
4. Игра «Волшебное дерево».
Демонстрируется макет дерева. На макете дерева вместо листьев изображаются символы различных частей речи: существительных— , прилагательных— глаголов —
Детям предлагается придумать различные слова, которые «растут» на одном дереве с данным словом (т.е. могут употребляться в речи с данным словом). Например, слово яблоко «растет» на одном дереве со словами зеленое, красное, ароматное, круглое, твердое, сладкое, душистое; растет, зреет, падает, гниет, желтеет, краснеет; едят, режут, кусают, сушат, варят варенье; яблоня, ветка, фрукт, плод.
Картинка, изображающая яблоко, помещается в центре кроны дерева.
Аналогично может проводиться игра «Волшебная поляна», на которой «растут» разные части речи. 
Представленные игры способ¬ствуют формированию словаря и разви-тию навыка употребления слова в предложении, то есть способствуют развитию лексико-грамматического строя речи. 
 
Список используемой литературы
1.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. 
2.Лалаев Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб Союз, 2001.
3.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 
4.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2007.
5.Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 
6.Тимонин Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте. - СПб., 2004.
7.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003.
8.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Учись говорить правильно. - М., 1993.
читать далее...
Что нужно знать о навыках письма
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
        Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. 
        Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе. 
        Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора- на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. 
        Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки. 
        Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. 
        Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом. 
        Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см ( по образцу ). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку. 
        Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме. 
 
Упражнения по формированию кинетической основы двигательного акта письма

1. «Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола. 

2. «Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

3. «Шалтай - Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

4. «Кошка - мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

5. «Пальчики - драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.

6. «Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет , пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

7. «Бинокль». 2, 3, 4, 5 пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

8. «Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.

9. «Раки». Положить на стол ладони рук: правая - с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.
читать далее...
Задержка речевого и психоречевого развития – что это и как бороться?
По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает!
        И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе.
        Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития?
         Когда ребенок должен начать говорить?
        В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку.
        В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.
        В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.
        В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии.
         Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?
        Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек  на 4-5 месяцев.
        Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление.  У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария,  тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.
        Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше,  и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).
        Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть).
        Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.
        Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:
  • Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.
  • Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.
  • Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».
  • Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.
  • Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.
  • Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
  • Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение),  не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
  • Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
  • Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.. Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
        Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени — все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.
        Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.
        Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция! 
        
        Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?
        Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)
  • Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).
  • Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.
  • Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.
  • Сравнивают понимание и воспроизведение речи.
  • Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.
        В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
        В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.
с 5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом.
        Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребёнку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.
         В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?
        Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.
        Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.
        Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь ребёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из-за задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХО-речевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.
        Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».
         В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?
        Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
        Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.
        Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.
        Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.
        Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
        К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно.
        Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.

        Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в тдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.
        Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.
 
        С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?
        Чем раньше, тем лучше.
        Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.
        Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет.
         Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.
         Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР?
        Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.
        Электрорефлексотерапия и магнитотерапия  позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.
        Альтернативные методы лечения – иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.
        Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной  задачей работы учителя – дефектолога является  повышение уровня психического  развития детей :  интеллектуального,  эмоционального и социального.
        Педагог  обеспечивает коррекцию (исправление  и ослабление) негативных тенденций развития;  предупреждает появление вторичных  отклонений  в развитии и трудностей в обучении  на начальном этапе.  В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия  в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.
        Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.
 Немного о методах коррекционной работы.
        В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.
        Например, активно используются пальчиковые игры.
           Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.
        Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
        Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
        Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом. Ребёнку 4,5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю – с музтерапевтом или арттерапевтом.
        В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.
читать далее...
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
 Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи мо­гут привести к плохой успеваемости в школе.
        Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляци­онная гимнастика. 
         Артикуляцион­ная гимнастика - это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

        Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по раз­витию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».  Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на началь­ном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.

        Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

        Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.

        Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

        Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов ар­тикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности имен­но у вашего малыша.

        Рекомендации к проведению упражнений:
  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зри­тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер­ху или внизу)? 
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла. 
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка. 
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. 
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны­ми, без подёргиваний. 
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений. 
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж. 
        Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
читать далее...