Что такое моторика?
Что же такое мелкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Хорошо развитая мелкая моторика является неотъемлемой частью подготовки ребёнка к школе.
       Учёными давно доказана связь между развитием мелкой моторики рук и речевым развитием ребёнка. Центры головного мозга, отвечающие за восприятие и порождение речи,  непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Проекция руки человека в коре головного мозга находится в непосредственной близости с речевыми зонами. Вот почему так важно уже с раннего возраста уделять внимание развитию мелкой моторики рук.
       В раннем и младшем дошкольном возрасте с этой целью проводятся игры с детьми, в основе которых детские стишки, потешки, такие как «Сорока-белобока», «Ладушки» и т.д.. Развитие элементарных навыков самообслуживания также играет существенную роль в развитии мелкой моторики: застёгивание-расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и  координаций движений руки становится важной частью подготовки ребёнка к школе.
       Родители, уделяющие должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движения руки, решают сразу несколько задач: во-первых,косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие, так как мелкая моторика пальцев рук  влияет и на такие процессы в развитии ребёнка, как  внимание, мышление, координация в пространстве, память.  Во-вторых, готовят ребёнка к овладению навыкам письма. Такая работа должна проводиться регулярно, задания должны приносить ребёнку радость и ни в коем случае не переутомлять его.
       Чем же можно занять ребёнка в домашних условиях, чтобы развить мелкую моторику рук?
- лепить из пластилина, глины;
- перебирать и нанизывать на верёвочку бусины, пуговицы;
- наматывать на катушку тонкую проволоку, нитку;
- застёгивать пуговицы, крючки, молнии, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
- работа с ножницами, вырезывание картинок, аппликации;
- рисовать, раскрашивать, штриховать;
- игры с крупой, песком, водой;
- многочисленные игры с конструкторами, вкладышами;
- завязывать узлы, бантики на толстой верёвке (шнурке);
Не забывайте о том, что все игры должны выполняться под присмотром взрослых!
       К пяти годам возможность точных произвольных движений значительно возрастает, дети с удовольствием выполняют задания, требующие точности и ловкости в движениях руки.
Важной частью работы над развитием мелкой моторики являются специально подобранные «Пальчиковые игры». Пальчиковые игры представляют собой уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Таким образом стимулируется не только развитие речи, но и пространственное мышление, внимание, воображение, развивается быстрота реакции и эмоциональная выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной.  Так как все пальчиковые игры сопровождаются стихами, они легко запоминаются детьми. Ребёнок учится выполнять движения под определённый ритм. Стихотворная форма таких игр помогает малышу успокоится, прислушаться. Многое зависит от того, как такая игра будет преподнесена взрослым: для детей младшего возраста ритм стихотворения должен быть спокойный, ласковый. Детям постарше будет интереснее если такая игра будет сопровождаться выразительной речью и мимикой взрослого. Когда ребёнок начнёт уверенно выполнять движения одной рукой, научите его выполнять то же движение другой рукой, а затем – одновременно двумя руками.
Этапы разучивания пальчиковых игр:
·        - взрослый показывает ребёнку игру сам;
·        - взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно (при необходимости взрослый помогает ребёнку), взрослый проговаривает текст;
·        - ребёнок самостоятельно выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
·        - ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый помогает.
читать далее...
Предметная деятельность и развитие речи
Что такое собственные слова ребенка?

Уже давно установлено, что второй год жизни ребенка — это самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда появляется первое слово, растет активный словарь, начинает складываться правильное звукопроизношение.

Сколько радости приносит родителям первое, произнесенное малышом слово. Родители готовы бесконечно слушать, как его произносит малыш. Еще большую гордость доставляет родителям малыш, когда на просьбу «Скажи…» начинает отчетливо повторять за взрослым те или иные простые слова, поражая всех своими «необыкновенными способностями». На первый взгляд, кажется, что вот они первые собственные слова ребенка, но внимательный анализ развития подражания у малыша позволяет выделить некоторые очень важные его особенности. С одной стороны подражание — необходимое условие овладения речью, ведь дети всегда говорят на том языке, что и родители, используя те же слова и те же звуки. Но с другой стороны, несмотря на впечатляющую «простоту» обучения с помощью метода «Скажи…», прямой связи между подражанием и активной речью (собственным словом) ребенка нет. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово, но вместе с тем никогда не использовать его в реальной и живой ситуации воздействия с окружающим миром.

Таким образом, умение подражать и воспроизводить слова по образцу еще не говорит о слове как о собственном до тех пор, пока оно не будет самостоятельно использовано ребенком и в его общении с другими людьми.


Как рождается первое слово?

Предметная деятельность на втором году жизни является ведущей, потому что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребенка. Именно в ней возникают основные новообразования раннего возраста, одним из которых является речь. Для осуществления предметной деятельности и делового общения уже недостаточно экспрессивно- мимических локомотивных средств общения. Речь становится не только средством общения, но и средством мышления и овладения своим поведением. Годовалый ребенок уже хорошо понимает речь взрослых. Он правильно отыскивает взглядом, указывает, берет рукой называемый взрослым предмет, выполняет с ним требуемое знакомое действие. Он уже может артикулировать простые слова за взрослым, когда тот попросит. Следовательно, ребенок уже имеет достаточно развитой фонематический слух, устанавливает связь предметов и действий с их вербальным обозначением, умеет артикулировать слова. Казалось бы, он обладает всем необходимым, чтобы заговорить. Тем не менее, он не использует речь в общении с взрослым. В тоже время, очевидно, что первые слова возникают только в общении с взрослым. Но «речепорождающая» ситуация взаимодействия взрослого с ребенком не может сводиться к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять их предметное сотрудничество. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение. Если такого предмета нет, если мать и ребенок до 1.6 лет ограничиваются лишь проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, как бы много мать не разговаривала с ребенком и, как бы хорошо он ни воспринимал ее слова.

В том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагают два главных условия: потребность в общении с взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка с взрослым создает необходимость назвать предмет и, значит, произнести свое слово.

В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятным он должен произнести совершенно определенное слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально- исторической природы (каким является слово) для воздействия на окружающих.

Из вышесказанного следует, что взрослому необходимо в своей работе с детьми до 3 лет по активизации речи создавать такие ситуации, которые бы сначала заставляли малыша ориентироваться в общем смысле создавшейся ситуации (она является коммуникативной: надо обратиться к взрослому, игрушке, другому ребенку), затем побуждали употребить слово (надо обратиться со словом), в центре ситуации оказывалось слово, которое становится средством обращения (надо обратится с определенным словом).

Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он ставит слово в центр внимания ребенка.

Что может помешать речевому развитию?

Овладение первыми словами у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Этот процесс индивидуальный и зависти от многих факторов. Любая статистика и условные сроки становления речи в раннем возрасте дело ненадежное. Одни дети постепенно набирают словарный запас (по 2 -3 слова в месяц, а то и в неделю), другие двигаются рывками — выучил пять слов и забыл на некоторое время, потом вспомнил (иногда не все) и добавил новые. Третьи долго молчат, а затем «взрываются» потоком новых слов. В каком то смысле дети похожи на кувшины: сначала их нужно «наполнить» словами, а только после этого они сами «потекут через край». Причем глубина кувшина и скорость наполнения у каждого своя. В период появления первых слов у ребенка задача взрослого состоит в том, чтобы выбрать правильную тактику дальнейшего развития речи, чтобы не повредить и не стать причиной речевых трудностей.

Итак, о некоторых ошибках взрослых, затрудняющих дальнейшее развитие речи ребенка:

1. Ограничение речевого общения называнием знакомых предметов. 

Ребенок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне их простого называния. Это происходит в том случае, когда единственным приемом развития речи является прием «Скажи, повтори», т.е. под влиянием образца взрослого. Ребенок усвоил, что каждый предмет называется определенным словом, т.е. у него формируется умение в пассиве соотносить предмет с его словесным обозначением, но в реальном взаимодействии с людьми речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. У ребенка нет понимания того, что для удовлетворения своей потребности в общении можно и необходимо, кроме жестов и мимики использовать слово. 
В этом случае взрослому необходимо:
  • включить в предметные действия активное использование речи;
  • организовать сотрудничество по типу «давай вместе…»;
  • создавать ребенку необходимую питательную речевую среду (книги, пластинки и т.д.).
2. Приоритетное развитие интеллекта.

К сожалению, часто при ориентации на раннее обучение именно интеллектуальным занятиям отдается приоритет, а остальное — если успеется, если хватит сил у мамы и ребенка. Взрослый, увлекшись методиками Глена Домана, кубиками Зайцева, наивно полагает, что, уча ребенка читать, развивает и его речь.


3. Чрезмерная информативная нагрузка.

Бывают случаи, когда речевое развитие опережает все возрастные нормы. И тогда, взрослые, воодушевленные успехами ребенка, пытаются насытить малыша как можно большим объемом информации, не понимая, что слабая, еще неокрепшая нервная система малыша не справляется с потоком информации.

Недостаточный опыт общения со взрослым будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Он не получает удовольствия от общения со взрослым. Взрослые сводят свое общение с ребенком до минимума.

4. Преобладание в речи взрослого при общении с ребенком «детских слов». 

Стадия активной речи у ребенка начинается с так называемой автономной речи, когда ребенок использует аморфные слова — корни, затем использовать звукоподражания и облегченные слова. К 1г.6м. ребенка нужно побуждать к называнию общеупотребительных слов. Если на этом этапе взрослый в общении с ребенком продолжает пользоваться «детскими словами» или сюсюкать, искусственно коверкая свою речь под детский лепет, не давая образца общеупотребительных слов, у малыша происходит замедленное развитие произносительных навыков и развития речи в целом.

5. Ошибка предвосхищения.

Часто близкие взрослые, стремясь показать свою любовь к ребёнку, угадывают каждое желание малыша по первому взгляду и звуку и тут же стараются удовлетворить все его потребности. Возникнет ли у такого малыша необходимость заговорить? Ответ один — нет. В таком случае у ребенка исчезает стимул, потребность заговорить первым и сформулировать свои желания словом: зачем говорить, если тебя и так понимают.


Как помочь малышу заговорить? Приемы развития речи в раннем возрасте

Долгое время приём «Скажи…» считался одним из самых эффективных приёмов по развитию речи. Но в последнее время его эффективность оказывается сомнительной.

Доктор психологических наук Смирнова в своих работах доказывает, что прямой связи между подражанием и активной речью нет. Ребёнок может легко воспроизвести слово, но никогда не употреблять его самостоятельно, по смыслу, т.е. одной опоры на подражание не достаточно для развития речи. Воспроизведение речевого звука не есть собственное слово ребёнка. Дети всегда разговаривают на языке своих родителей, но не механически, а выражая и отражая собственные действия, впечатления, чувства. Именно это, по утверждениям Смирновой, и делает ребёнка говорящим, а произнесённое им превращается в речь. Поэтому задача педагога состоит не столько в том, чтобы научить правильному произношению слова, сколько научить воспринимать мир через это слово и сделать его (слово) средством общения.

Исходя из данных рассуждений, мы ищем в работе такие приёмы, которые помогут ребёнку научиться проявлять собственную речевую инициативу. К таким методическим приёмам можно отнести следующие:
Вызывание речи в ситуациях, связанных с эмоциональными состояниями ребенка (возбуждение, ситуации удовлетворения и неудовлетворения)

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой — самым существенным образом влияют на его поведение, развитие познавательных процессов и активизации речи.

С целью развития речи можно использовать такой прием как неожиданное появление и исчезновение игрушки. В момент появления которой, взрослый каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Называя предмет, необходимо следить за речевой и зрительной реакцией ребенка. По мере появления сосредоточения следует несколько задерживать игрушку над ширмой, удлиняя процесс восприятия в сочетании с ее обозначением словом. Важно также дать эту игрушку ребенку в руки, погладить ее, покачать и т.д.

Неожиданное появление и исчезновение игрушки, появление ее из-под платочка, из-за ширмы, а также различные «сюрпризные моменты» вызывают у детей положительные эмоциональные реакции, сопровождающиеся речевой активностью малышей.

Видео-сюжет «Ищем курочку»
«Ищем курочку»
Нормальное качество:
скачать (1.0 Мб)

Высокое качество:
скачать (3.7 Мб).

Вызывание речи в ситуациях-провокациях, непонимания и помощь взрослому

Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это и будет первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднений подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для названия предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ним.

Речь детей заметно активизируется в ситуациях, где побуждающим мотивом является помощь взрослому, не очень «умелому и рассеянному» («умные» дети — «непонятливый» педагог).

Просьбы, поручения

Выполнение просьбы или поручения помогают проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной речи детей в обращенной и повествовательной форме. С этой целью ребенка просят не только выполнить какое-то действие, но и обратиться с просьбой к товарищу или взрослому, а в дальнейшем рассказать, что он сделал. Педагог, заинтересовав ребенка игрушкой, обращается к нему с некоторой просьбой, которая требует речевой активности. Или усложняя задачу, педагог через одного ребенка дает поручение другому. Эти два приема перекликаются, но разница в том, что первый вариант рассчитан на взаимодействие взрослого и ребенка, а при использовании второго эффективно участие нескольких детей, особенно интеграция говорящих и не говорящих. Интерес и мотивация к активной речи поддерживается тем, что другие дети уже вступили в общение со взрослым, друг c другом и получили желаемый от игры результат.

Видео-сюжет «Позови ежика»
«Позови ежика»
Нормальное качество:
скачать (1.9 Мб)

Высокое качество:
скачать (7.2 Мб).
Видео-сюжет «Шарики в коробке»
«Шарики в коробке»
Нормальное качество:
скачать (0.7 Мб)

Высокое качество:
скачать (2.7 Мб).

Ситуации сопровождения действий ребенка словом

Педагог сопровождает действия ребенка облегченными словами (бум, клю-клю, буль-буль), а ребенок, действуя с понравившимся предметом, вступает в общение со взрослым. Мы используем различные варианты этого приема. Например, ребенок вовлекается в понравившейся, любимый вид деятельности, в котором он видит результаты своего труда (игры с мелкими предметами, кормление куклы, игра на музыкальных инструментах и т.д.) и с удовольствием повторяет слова взрослого.

Другой вариант этого приема — это использование кубика, на гранях которого приклеены картинки. В этой игре ребенка привлекает действие (бросание) с кубиком. А взрослый на этом интересе ставит перед ребенком и речевую задачу: озвучить, показать действие с изображенным на гранях предмете.

Видео-сюжет «Кормление курочки»
«Кормление курочки»
Нормальное качество:
скачать (1.7 Мб)

Высокое качество:
скачать (6.3 Мб).
Видео-сюжет «Чудесный кубик»
«Чудесный кубик»
Нормальное качество:
скачать (0.8 Мб)

Высокое качество:
скачать (2.8 Мб).

Создание ситуации, когда дальнейшее развитие событий будет зависеть от речевой активности ребенка

Для того чтобы ребенок проявил речевую активность в некоторых случаях эффективно в начале вызвать интерес к предметам, а затем поставить перед малышом некоторые условия (позови, попроси, назови и т.д.) от выполнения которых будет зависеть продолжение игры.

Видео-сюжет «Коровка»
«Коровка»
Нормальное качество:
скачать (1.6 Мб)

Высокое качество:
скачать (5.9 Мб).

Опосредованное общение через игрушку

Использование данного приема способствует развитию восприятия и активизации речи детей. Опосредованное общение через игрушку создает непринужденную обстановку, что очень важно для развития речевой коммуникации, а также вызывает повышенный интерес к ознакомлению с новым предметом, обогащает речевые средства, ускоряет появление самостоятельной инициативной речи у детей.

Игрушка привлекается взрослым не для ознакомления с нею ребенка, а для того, чтобы организовать с ее помощью общение с малышом.

Ситуация выбора

Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?; «Мишка поедет на паровозе или на машине?»
Показ и рассматривание предмета, его сопоставление с изображением на картинке

При показе и рассматривании предмета решается одна из важных речевых задач — развитие речевых средств, в том числе знакомство с новыми словами, уточнение их значения и постепенное их включение в активный словарь ребенка. При рассмотрении предметов взрослый обращает внимание на их признаки, выделение части целого т.д.

Картинный материал используется после ознакомления ребенка с игрушкой. Предпочтительно цветное изображение предметов, поскольку черно-белое не позволяет знакомить детей с их окраской, что обедняет речевые средства и знания. При подборе предметных картинок для одновременного показа надо обращать внимание на их соотношение по величине. Нельзя ставить в одном ряду картинки с изображением, например, лошади или коровы маленького размера, а гуся, петуха большого. Ребенок воспринимает предмет в сопоставлении его с другими предметами по разным признакам, в том числе и по величине

Разговор взрослого с самим собой

Когда малыш находится недалеко от взрослого, ему необходимо начать говорить вслух о том, что видит, слышит, чувствует. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку» и т. п.

Параллельный разговор

Этот прием заключается в том, что необходимо описывать все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

Распространение речи ребенка

Этот прием заключается в том, что необходимо продолжать и дополнять все сказанное малышом, но не принуждать его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:
            Ребенок: «Мяч»
            Взрослый: «Мяч круглый, красный», «Суп кушают ложкой».

Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, говорите почву для овладения контекстной речью.

Приговоры

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышом доставляем им огромную радость. Роль малых фольклорных форм трудно переоценить в жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает «ладушки», притопывает, двигается в такт произносимому тексту.

Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность.

Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослым.

Подражание речи взрослых

Включает в себя:
  • просьба, предложение произнести слово;
  • совместное проговаривание слова;
  • отраженное произнесение слова;
  • самостоятельное произнесение слова;
  • договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово.

При использовании этого приема решается несколько речевых задач: развитие понимания речи, активизация речи ребенка, отработка ритмической структуры слова. Побуждающим фактором для возникновения речи является предметная деятельность ребенка и ему не интересно простое подражание речи взрослого. Применяя в работе этот прием, мы используем игры с договариванием слов по типу электровикторины. Ребенок по заданию взрослого выбирает нужный ответ, если он сделал правильный выбор, загорается лампочка. Это вызывает у ребенка определенные положительные реакции и желания продолжить игру, при этом взрослый на этом интересе побуждает не только сделать выбор, но и проговорить слова.
  • ответы на конкретные вопросы: кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине (по форме, цвету)?
  • предъявление речевого образца.
читать далее...
Развитие речевой осознанной деятельности посредством музыкального воспитания
Музыкальное искусство – средство воспитания всесторонне развитой личности.  Именно восприятие музыки надо поставить во главу угла музыкального воспитания и воспитания музыкой.
В детских садах широко практикуются логоритмические  занятия.  На этих занятиях развиваются все виды памяти, воображение, мышление и главное речевая осознанная деятельность. Развиваются все стороны речевой деятельности (грамматическая, звуковая, лексика). Дети занимающиеся музыкой быстрее осваивают чтение, письмо, кроме этого они более полно и точно выражают свои мысли.
Думаю, что музыка и пение  - это один из приятных способов  обучения. В этой деятельности можно развивать и закреплять навыки и чтения и письма, и счёта. Любой ребёнок не зависимо от его индивидуальных особенностей, будет  с интересом  познавать какую - либо из этих областей в сочетании с музыкой или пением.  Рассмотрим вопрос развития речи посредством музыки…
Именно в пении развивается способность различать  звуки на слух, что не маловажно и в развитии фонематического восприятия. В процессе любого обучения важен повтор… Пение побуждает   повторять слова и фразы, но в более интересной и приятной форме.  Можно сказать, что пение  это развлечение, но именно так дети не осознают того, что через повторение они учат слова или какую - то информацию повторяя её.
Повтор важен в заучивании песен, если ребёнок не умеет читать, то он с лёгкостью может напевать песни. Поэтому песни  и стихи  состоят из простых и складных строк.  Дети,  которые испытывают трудности в обучении,  для них песенное творчество становится  средством развития речевой деятельности. Заучивание куплетов и слов  облегчает   задачу составления фраз и предложений.
В процессе пения дети овладевают различными языковыми моделями, которые можно воспроизвести в  речевом потоке. Кроме этого пение требует  более чёткой артикуляции, как со стороны педагога, так и со стороны ученика.  Для «неречевых» детей важно  чувствовать рифму,   в этом опять же поможет музыкальное творчество. Хочу отметить, что и музыка и речь имеют главную основную единицу – звук.  С помощью звука  мы общаемся с окружающим миром… будь то речевая деятельность или песенная.  Музыка очень нравится детям, под музыкальное сопровождение можно играть, рисовать, лепить и т.д., а главное любой из этих видов деятельности сопровождаются речевой активностью.
Музыка очень эмоциональна.  Ребёнок чувствует, сопереживает все это «выливается»  в осознанную речевую деятельность, когда необходимо подобрать нужные средства выразительности. Прослушав какое – то музыкальное произведение, можно сразу обсудить настроение ребёнка, что ребёнок почувствовал, слушая мелодию, что он себе представляет. При этом малыш, конечно, будет все свои мысли проговаривать,  развивается монологическая и диалогическая речь. Содержание музыкального произведения – это «широкое поле» для литературного речевого творчества. Кроме простого подбора слов ребёнок учится подбирать рифмы, эпитеты и т.д.
Вернёмся к логоритмическим занятиям,  которые положительно влияют на развитие речи ребёнка.  Речевое развитие влияет и на развитие личности в целом, а значит на логоритмических занятиях можно повлиять на формирование психических функций (память, воображение, мышление).  Важно начинать такие занятия уже в раннем детстве, так как  именно тогда происходит большой скачок в развитии ребёнка. Детям очень нравится, им интересно заниматься под музыкальное сопровождение, превращаясь в каких – то героев, чем сидеть за партой.
Такие занятия являются, можно сказать терапией, по преодолению речевых, и не только нарушений.  Воедино сливаются музыка, ритм, движение и слово. Движения активизируют деятельность мозга, активизируется так же осознанная речевая деятельность. Речевая деятельность проявляется в говорении. Это то, что нам и надо было добиться от ребёнка – осознанное говорение.  Важно отметить, что на таких занятиях необходимо соблюдать  принцип последовательности, усложнение и повторяемость, как и на любых других занятиях.
Давайте обозначим, какие задачи мы хотим решить на логоритмических занятиях:
  • развитие фонематического слуха
  • развитие пространственных ощущений
  • согласовывать характер музыки с движениями
  • формирование запаса лексики, грамматического строя
Очень важно скоординировать работу всех компонентов, только тогда речь будет выразительной, эмоциональной, звучной.  Занятия настраивают ребёнка на положительные эмоции,  мотивируют на выполнение каких – либо упражнений. В результате регулярных занятий, можно увидеть  положительную динамику не только в развитии речи, но  и в формировании личности в целом.
читать далее...
Влияние художественной литературы на развитие связной речи дошкольников
Среди взрослых достаточно распространенным является мнение, что ребенок развивается сам собой, но это не совсем так. Конечно, зачастую обучение происходит в играх, наблюдениях, повседневной жизни, но одним из лучших способов является изучение книг.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания. Ведь произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. По сути, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок (т.е. маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка).
В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах – музыкальность и ритмичность русской речи, а в сказках – меткость и выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Кроме того, не следует забывать и о воспитательной функции речи, так как восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании, в воображаемом перенесении событий на себя.
Одна из самых важных задач обучения дошкольников – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения, т.е. в ней как в зеркале отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности.
Нередко родители под связной речью понимают отдельные фразовые высказывания. Однако, важно донести до их понимания то, что связная речь – это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки, которые полезно пересказывать.
Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ребенок рассказывает вместе с взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед …. Что? (репку)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Курочка Ряба» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили- были дед да баба». Кто жили-были? (ответ ребенка.). «Была у них курочка Ряба». «Кто у них был?» 
После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н. Калинкиной и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку использовать не только словарь, но и синтаксис текса.
На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.
В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т.е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по сказке К.Д. Ушинского «Умей обождать» можно спросить: «Как курочка относилась к петушку, правильные ли советы она давала ему? Почему петушок не хотел обождать…»
Чтение книг можно сочетать с рассматриванием картины известного художника, прослушиванием музыкального произведения и т.д.
Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
· предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных  героев
· написать письмо своему любимому герою или автору сказки
· сочинить разговор сказочных персонажей по телефону
· придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед
· рассказать историю от лица любимого героя или предмета
· описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека)
· очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника.
читать далее...
Основные направления логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи
Родители обычно с особым нетерпением ожидают появления у ребенка первых слов. Именно с накопления словарного запаса мы и начнем наш разговор о развитии детской речи.
Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. Однако далеко не все понимают важность той роли, которую словарный запас играет при овладении ребенком грамотным письмом. Эта роль совершенно исключительна, и связана она с тем, что для усвоения и применения многих грамматических правил нужно уметь быстро и правильно подбирать проверочные слова. Но это возможно только при достаточно большом словарном запасе и правильном понимании лексического, смыслового значения каждого слова. Необходимо еще в дошкольном возрасте уделить накоплению детьми словарного запаса самое серьезное внимание. При этом заботиться нужно не только об усвоении ребенком как можно большего количества слов, но также и о правильном понимании их значений и смыслового родства. 
Как же происходит накопление словарного запаса при нормальном ходе речевого развития? Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой «слова-предложения», выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т. п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.
Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи. А поскольку многие речевые звуки у него еще отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искаженно («афета» вместо конфета, «кука» вместо кукла, «пать» вместо спать и т п.). До определенного возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребенком слов все более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к 5—6 годам.
Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, — названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается. 
Примерно с 3—3,5 лет в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т. П. Это очень важный этап, являющийся самым первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов.
Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности.
Можно выделить характерные лексические трудности,  касающиеся знания и называния:
- частей предметов (у чайника: носик, ручка, дно; у машины: сиденье, кабина; у стула: сиденье, спинка; у человека: затылок, виски, подбородок; у животных: грива, вымя)
- глаголов, выражающих уточненность действий (лакает, ли¬жет, грызет, откусывает, жует — все выражается словом «ест»), то есть возникают трудности при назывании действий животных, чаще всего встречаются замены слов – действий на слова близкие по звучанию («пищит» - «пикает»; «чирикает» - «чикает», происходили замены на близкие слова-действия по значению («воет» - «поет»). При назывании слов-действий, свойственных инструментам, смешиваются по значению такие слова: «красят» - «рисуют»; «пишут» - «рисуют»; «пилят» -«режут»; «подстригают» - «режут»;
- сложно дети подбирают близкие по значению слова-действия (готовит, жарит, варит); 
- приставочных глаголов (подплыл, отплыл, переплыл, всплыл и т. п.);
- антонимов (гладкий — шершавый, храбрый — трусливый, глубокий — мелкий, густой — жидкий и т. п.);
- качественных прилагательных ( с трудом называют оттенки цветов);
- относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный, вишневый, земляничный и т. п.);
- наречий времени (утром, днем, вечером, ночью);
- порядковые числительные (первый, второй, третий…).
Кроме того, у детей с речевыми нарушениями отмечается задержка в формировании семантических полей по сравнению с нормой. Иногда трудности возникают у дошкольников при группировке семантически близких прилагательных. Так, дети с речевыми нарашениями часто допускают ошибки при выборе лишнего слова из серии: короткий, длинный, маленький (короткий); высокий, маленький, низкий (низкий); большой, низкий, маленький (маленький); круглый, большой, овальный (овальный); тяжелый, длинный, легкий (тяжелый или легкий). Это подтверждает несформированность семантических полей, недостаточное развитие умения сравнивать слова по их значению.
Таким образом, необходимо совершенствовать речевые навыки детей при подготовке к школе. Значительное место должно отводиться формированию грамматического строя речи, нужно уделять внимание работе по формированию умений выражать в речи разные синтаксические отношения, обогащать речь детей грамматическими формами, учить словообразованию.
Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи проводится по следующим направлениям: 
1. Развитие лексико-семантических ассоциаций
С целью развития смысловых и вербальных ассоциаций детям предлагались следующие задания.
1. Назвать слово как можно быстрее.
Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое первым придет в голову)». Слова называются по одному. Предлагаются существительные конкретного и абстрактного значения, глаголы, прилагательные, наречия.
Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.
Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, поднимать.
Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, плохо, далеко, много, тяжело, тепло.
На последующих этапах развития лексики задается вопрос: «Как вы думаете, почему припомнилось именно это слово?»
2. Ассоциации на функциональное назначение предмета.
Логопед задает детям вопрос: «Где и для чего можно применить предмет, который я назову?» Например, кнопка:
а) для прикрепления бумаги к доске;
б) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
в) провести круг на бумаге;
г) положить на стол и т. д.
В качестве исходных слов предлагаются следующие: гвоздь, ботинок, помидор, шнурок, одеяло, пуговица, карандаш.
3. Игра «Придумай, о чем может идти речь?» Например, логопед предлагает детям сказать, о чем может идти речь, если в тексте есть слова кот и лист. Варианты ответов детей:
а) о том, как кот играл с листом;
б) о том, как лист упал на кота;
в) о том, как кота засыпали листьями;
г) о том, как кот искал мышку в куче листьев;
д) о том, как кота щекотали листом;
е) о том, как кота завернули в лист бумаги;
ж) о том, как на листе бумаги нарисовали кота и т. д.
Для выполнения аналогичных заданий рекомендуются следующие пары слов: рак и мост, таз и коса, мак и плащ, школа и сухари, сок и река, нос и бусы, люк и дыня, бык и мышь, мох и белка, боб и аист, стол и дерево.
2. Формирование структуры значения слова, организация семантических полей на основе парадигматических связей слова
2.1. Формирование денотативного и сигнификативного компонентов значения слова. Формирование семантических полей
А. Классификация слов на основе различных семантических признаков
С целью объединения и группировки слов на основе различных семантических признаков предлагаются следующие задания.
1. Классификация предметов по картинкам. Детям дается задание соединить картинки по определенным критериям. Например, к огороду - овощи, а к саду картинки с фруктами.
2. «Соедини картинки по сходству».
В верхнем ряду расположен ряд картинок: овца, дерево, корова.
Ниже размещаются  картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). 
Логопед предлагает детям прошнуровать картинку из верхнего ряда с одной из картинок и объяснить, почему он соединил именно так.
3. Игра «Назови лишнее слово».
Логопед называет ряд слов и предлагает детям определить среди них лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее.
а. Лишнее слово среди имен существительных:
Кресло, стул, медвежонок, диван.
б. Лишнее слово среди прилагательных:
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
4. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии на основе различных признаков).
Детям предлагается выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары. Предлагаются пары слов на основе различных типов смысловых связей: родовидовых; часть — целое; предмет и его функция; явление и средство, с помощью которого оно осуществляется; название предмета и то, из чего он сделан; предмет и его месторасположение и др.
Огурец — овощ, ромашка — (земля, цветок, клумба).
Помидор — огород, яблоко — (забор, сад, груша).
5. Дополнение смыслового ряда.
Логопед предлагает детям догадаться, каким будет четвертое слово.
Огонь — пожар, вода — ...
Пальто — пуговица, ботинок — ...
6. Выделить из серии слов только названия домашних животных.
7. Отгадывание названия предмета по описанию его дифференциальных признаков. Например:
Овощ, круглый, красный, вкусный. Что это?
8. Отгадывание по картинкам загадок-описаний (предлагается несколько картинок животных, из которых надо выбрать нужную).
Например:
Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).
Я низкий, толстый и серый (бегемот).
9. Уточнение значения слов-существительных.
Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется).
Например: лопата — предмет, чтобы копать землю; тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла ...
Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.
10. Объяснение значения слов-глаголов.
Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:
а) дети показывают действие с помощью движений, мимики, пантомимики;
б) припоминают случаи из собственного опыта, когда они выполняли эти действия (например: шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника);
в) с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспоминать мысленно («про себя»), а на бумаге фиксировать каждое действие схематичным рисунком.
11. Назвать другие действия, которые входят в состав исходного.
Шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.
Б. Развитие антонимии
С целью развития антонимии рекомендуются следующие задания, игры и упражнения.
1. Выбрать из трех слов два слова-«неприятеля».
Предлагаются слова — существительные, глаголы, прилагательные.
Друг, печаль, враг.
Ночь, сутки, день.
Большой, низкий, маленький.
2. Выбрать из 3—4 слов одно, противоположное по смыслу исходному слову.
Холодильник — (мороженое, электроплита, лампа, снеговик ).
Карандаш — (тетрадь, ручка, резинка, альбом).
Обогреватель — (сумка, пылесос, вентилятор, утюг ).
3. Закончить предложение и назвать слова-«неприятели».
Слон большой — комар ...
Камень тяжелый, а пушинка ...
4.        Найти в предложениях слова, которые звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов.
Бегут минуты и часы. Им точный счет ведут часы. (В. Кремнев)
Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка.(С. Косенко)
  
3. Развитие синтагматических связей слов
Особое внимание в этом разделе логопедической работы уделяляется формированию валентности глагола. Рекомендуются следующие задания.
1.        Добавить одно общее слово к двум словам (с использованием вопросов).
Дерево, цветы — что делают?
Мяч, яблоко — какие?
Растет, зеленеет — что?
2.        Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).
Бежит кто? (человек, зверь); что? (река, ручей, молоко, время).
Идет кто? (девочка, кошка); что? (время, дождь, снег, град).
Растет кто? (ребенок, щенок); что? (дерево, цветок).
Дается задание подобрать картинки, названия которых могут употребляться с данным словом-глаголом.
3.        «Кто как передвигается?»
Логопед показывает картинки, на которых изображены животные. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.
лошадь — скачет рыба — плавает
змея — ползает лягушка — прыгает
птица — летает
4. Развитие словообразования
При организации коррекционно-образовательной работы по развитию словообразования можно выделить следующие этапы работы:
1. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей
• Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных суффиксами: -к-; -ик-; -чик.-.
• Глаголы
Дифференциация совершенного и несовершенного вида; 
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
• Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-.
Например, игра «Назови ласково».
Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, стульчик, огурчик, помидорчик, вазочка, салфеточка, тарелочка и т. д.).
2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей:
• Существительные
Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами :-оньк, еньк-, -ышек-, -ышк-.
Образование существительных с суффиксом –ниц- (сахарница).
Образование существительных с суффиксом –инк- (пылинка),с суффиксом –ин- (виноградина).
• Глаголы
Глаголы с приставками в-, вы-, на-, вы-.
Глаголы пространственного значения с приставкой при-.
• Прилагательные
Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- без чередования (лисий).
Относительные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-,-ян-, -енн-.
Качественные прилагательные с суффиксами –н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Например, игра «Что для чего?»
Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопрос: «Где хранятся эти предметы?» (Хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице.) По мере называния предметов они кладутся в ту посуду, в которой хранятся.
Логопед еще раз предлагает послушать эти слова и определить у них общую часть. При этом логопед акцентирует голосом суффикс НИЦ.
Далее логопед делает вывод: сосуд, в котором что-нибудь хранится, обычно называется словом, в котором есть часть слова НИЦ.
  
3. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
• Существительные - образование названий профессий.
• Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
• Прилагательные
Притяжательные прилагательные с суффиксом –и- с чередованием (волчий).
Относительные прилагательные с суффиксами –ан-,-ян-, -енн-.
Качественные прилагательные с суффиксом –оват-,-еньк-.
Например игра «Чей хвост? Чья морда?» - Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные от существительных
Ребенку предлагаются картинку с изображением частей тела, ребенок должен назвать чья у него изображена морда и чей хвост.
5. Формирование грамматических значений
1. Дифференциация существительных, глаголов и прилагательных.
Предварительно на занятиях уточняется, что слова могут называть предметы, свойства (или признаки) предметов, действия предметов или действия с предметами. Каждое обобщенное значение слова (существительное, прилагательное, глагол) соотносится с определенным символом, фишкой: квадрат— существительное, стрелочка в треугольнике— глагол, круг — прилагательное.
Логопед называет различные слова: существительные, глаголы и прилагательные. Дети, услышав слово, поднимают соответствующий символ.
Примерный речевой материал: дом, читать, большой, цветок, качели, бежать, сажать, глубокий, светлый, копать, дерево, чинить и т. п.
2. Дифференциация значения рода.
Игра «ОН, ОНА или ОНО». Детям предлагается сначала отобрать картинки или игрушки, о которых можно сказать ОН или МОЙ; затем картинки или игрушки, к которым можно подобрать слова ОНА или МОЯ. Далее предлагается отобрать картинки или игрушки, к названиям которых подходят слова ОНО, МОЕ.
    
3. Дифференциация грамматических значений одушевленности и неодушевленности.
Дети должны отобрать картинки или подобрать слова, которые отвечают на вопрос «кто?» Затем даются задания отобрать картинки или подобрать слова, отвечающие на вопрос «что?»
4. Игра «Волшебное дерево».
Демонстрируется макет дерева. На макете дерева вместо листьев изображаются символы различных частей речи: существительных— , прилагательных— глаголов —
Детям предлагается придумать различные слова, которые «растут» на одном дереве с данным словом (т.е. могут употребляться в речи с данным словом). Например, слово яблоко «растет» на одном дереве со словами зеленое, красное, ароматное, круглое, твердое, сладкое, душистое; растет, зреет, падает, гниет, желтеет, краснеет; едят, режут, кусают, сушат, варят варенье; яблоня, ветка, фрукт, плод.
Картинка, изображающая яблоко, помещается в центре кроны дерева.
Аналогично может проводиться игра «Волшебная поляна», на которой «растут» разные части речи. 
Представленные игры способ¬ствуют формированию словаря и разви-тию навыка употребления слова в предложении, то есть способствуют развитию лексико-грамматического строя речи. 
 
Список используемой литературы
1.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. 
2.Лалаев Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб Союз, 2001.
3.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 
4.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., 2007.
5.Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 
6.Тимонин Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте. - СПб., 2004.
7.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003.
8.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Учись говорить правильно. - М., 1993.
читать далее...
Что нужно знать о навыках письма
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
        Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые. 
        Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе. 
        Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора- на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно. 
        Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки. 
        Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. 
        Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом. 
        Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см ( по образцу ). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку. 
        Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме. 
 
Упражнения по формированию кинетической основы двигательного акта письма

1. «Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола. 

2. «Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

3. «Шалтай - Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

4. «Кошка - мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

5. «Пальчики - драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.

6. «Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет , пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

7. «Бинокль». 2, 3, 4, 5 пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

8. «Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.

9. «Раки». Положить на стол ладони рук: правая - с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.
читать далее...