|
Афазия (от греч. а – отрицание, phasis – речь) – полная или частичная утрата речи, обусловленная очаговыми поражениями головного мозга: сосудистыми нарушениями, воспалительными заболеваниями мозга (энцефалиты, абсцессы), черепно-мозговыми травмами. Афазиями принято называть расстройства речевых функций, характерные для очаговых поражений коры ведущего (доминантного) полушария мозга у лиц с уже сформировавшейся речью. Афазии относятся к наиболее сложным формам речевой патологии. Новые представления об афазии, сложившиеся на основании новых данных в психологии, неврологии, психолингвистике, нейропсихологии, дали возможность уточнить определение афазии. В частности Л.С. Цветкова в книге «Афазия и восстановительное обучение» (1988) приводит такое определение афазии: Афазия – это системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи (самостоятельная речь, повторение, называние предметов, действий, диалогическая речь …), влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. Афазия включает в себя четыре составляющие: 1) нарушение собственно речи и вербального общения; 2) нарушение других психических процессов; 3) изменение личности; 4) личностную реакцию на болезнь. Афазия чаще всего возникает во взрослом возрасте. Но иногда наблюдается и у детей. Афазия возникает примерно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения. Чаще встречается моторная афазия (Бейн, 1964, Шмидт, 1979 и др.). Причины и механизм афазии Причинами афазии являются разнообразные органические нарушения речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи. При афазии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных долях коры головного мозга. Причинами афазии являются:
Как отмечает Л.Г. Столярова («Афазия при мозговом инсульте»), различные патологические процессы, следствием которых явилась афазия, неизбежно накладывают отпечаток на ее характер, возникновение и обратное развитие, что необходимо учитывать при анализе афазического расстройства. Каждый этиологический фактор имеет свои особенности развития, и синдром, вызванный тем или другим фактором, может быть различным в разных стадиях течения основного заболевания. Так, при афазии, вызванной ростом опухоли – в отдаленный период – различные симптомы, нередко корковые. Это может привести к нарушению интеллектуально-мнестических процессов и другим изменениям психики больных, не свойственным афазии, вызванной строго очаговым поражением мозга. При сосудистом заболевании афазия может быть различной в зависимости от характера инсульта (геморрагического или ишемического), распространенности атеросклеротического процесса. Афазия, вызванная травмой головного мозга, характеризуется тем, что она более всего связана с очаговым поражением мозга. Ей часто свойственно хорошее обратное развитие, т.к. травматические поражения обычно встречаются у молодых людей с сохранными мозговыми сосудами и большими компенсаторными возможностями. Итак, формы афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов: 1. обширность очага поражения и его локализация; 2. характер нарушения мозгового кровообращения; 3. Состояние непострадавших отделов мозга, которые выполняют компенсаторные функции. Афазия у детей, ее сходство и отличие в сравнении с афазиями у взрослых и алалиями у детей Детские афазии встречаются редко. Сходство детской афазии с афазией у взрослых: 1. И в первом, и во втором случае мы сталкиваемся с распадом уже сформировавшейся речи. 2. Причины детской и взрослой афазии в какой-то мере схожи: травмы, воспалительные процессы после инфекционных заболеваний, опухоли; только у детей редко нарушение мозгового кровообращения (инсульты). 3. При детской и при взрослой афазии раннее развитие протекало нормально. 4. У детей школьного возраста очаговые поражения мозга проявляются теми же клиническими картинами, что и у взрослых. Отличие детской афазии от афазии у взрослых: 1. Афатические синдромы у детей, как бы они не были тяжелы, очень быстро подвергаются обратному развитию. Если же улучшение не наступает в ближайшие недели, то прогноз становится малоблагоприятным. 2. У детей дошкольного возраста не может быть того многообразия афазий, что у взрослых (например, семантическая, динамическая и т.д.; чаще моторная или сенсорная; нет семантической формы поскольку системы символическо-знакового обобщения речевых сигналов у детей еще не сформировались). Это связано с тем, что речь не достигла у ребенка того уровня развития, что у взрослых. И чем младше ребенок, страдающий афазией, тем ее клиническая картина становится все менее красочной, менее богатой продуктивными симптомами (симптомами «растормаживания»). Все менее выраженными делаются индивидуальные особенности клинической картины, столь разнообразные у взрослых. Таким образом, общая незрелость речевой функциональной системы и связанных с речью других высших психических функций у дошкольников не дает того многообразия проявления афазий, которые имеются у взрослых. 3. Отличие – в устранении. Именно, функциональная незрелость всех высших психических функций ребенка – логической памяти, произвольного внимания, мышления и особенно речи – приводит к тому, что у маленьких детей очаговый дефект не может быть спонтанно компенсирован за счет сложных межсистемных функциональных отношений, столь характерных для взрослых. Возрастные особенности проявления афатических синдромов должны учитываться как при диагностике, так и в логопедической работе. Сходство детской афазии с алалиями у детей. 1. В первом и втором случае нарушаются все компоненты речи – лексика, грамматика, фонетика. 2. Детей с афатическими синдромами трудно отличить от детей , страдающих алалией, т.е. целостная клиническая картина при детской афазии начинает определяться не столько проявлениями системной недостаточности речевой функциональной системы и ее спонтанными компенсаторными перестройками, сколько проявлениями общей незрелой речевой функциональной системы и связанных с речью других высших психических функций. 3. В тех случаях, когда распад речи происходит рано, характер логопедической работы имеет большое сходство с воспитанием речи у алаликов. Различие детской афазии и алалии. 1. Алалия – системное нарушение речи, поражение наступает внутриутробно, во время родов, в первые годы жизни – до начала формирования речи. Афазия – системный распад уже сформированной речи. 2. Работу с алаликами характеризуем как воспитание речи, работу с афазиками – как восстановление речи. Классификация афазии Существуют различные классификации афазий: классическая, неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма, лингвистическая классификация Х. Хэда, В.К. Орфинской и др. В настоящее время общепринятой является нейропсихологическая классификация афазий А.Р. Лурия (1947, 1962). В разных учебных пособиях, разные авторы, ссылаясь на Лурия, выделяют различное количество афазий. В частности, Цветкова указывает на 7 форм, выделяемых Лурия. В учебном пособии по логопедии представлено 6 форм. Мы будем рассматривать те формы, которые представлены в учебнике по логопедии. 1. Акустико-гностическая (сенсорная). 2. Акустико-мнестическая. 3. Семантическая. 4. Афферентная моторная. 5. Эфферентная моторная. 6. Динамическая. | ||